Объявления

Все объявления

Русского языка с курсом подготовительного отделения

Общая информация

Заведующий кафедрой: доктор филологических наук, профессор ЭфендиевИсрафилИсмаилович
Адрес: Российская Федерация, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина,1 Дагестанская государственная медицинская академия.
Индекс: 367000. 
Телефон: 8 (8722) 63-22-02; 8-988-309-56-47
E-mail: israf@yandex.ru
Ответственный за сайт: Эфендиев И.И.

Сотрудники

В штате кафедры 9 преподавателей, 2 старших лаборанта и препаратор. На кафедре работают 2 доктора наук, профессора (И.И. Эфендиев и М.И. Магомедов), 3 кандидата наук, доцента (М.Х. Шахова, Б.Б. Митарова, Ш.А. Агаева), 2 кандидата наук, ассистента (А.Т. Алиева, Г.А. Магомедова), 2 старших преподавателя (Г.М. Далгат, Д.А.Акаева).

История

Кафедра русского языка была образована в августе 1990 г. С 1990 по 2000 гг. ею руководил доктор филологических наук, профессор Э.М. Шейхов. С 2000 по 2005 гг. заведующим кафедрой был доктор филологических наук, профессор М.И. Магомедов. С 2006 г. и по настоящее время кафедрой заведует доктор филологических наук, профессор И.И. Эфендиев. В сентябре 1999 г. произошло объединение кафедры русского языка и кафедры русского языка подготовительного факультета.

 

Учебная работа

На кафедре проходят обучение слушатели подготовительного отделения для иностранных граждан и студенты-иностранцы I-V курсов лечебного и стоматологического факультетов. На подготовительном отделении занятия проводятся из расчета от 36 часов в неделю (начальный этап) до 18 часов в неделю (завершающий этап). На I-II курсах занятия в группax проводятся из расчета 6 часов в неделю, на III курсе – 4 часа в неделю, на IV-V курсах – 2 ч. в неделю.
Проверка прочности знаний, уровня сформированности речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме устного опроса или выполняемых письменно заданий, упражнений и имеет целью проверить уровень владения изученной дозой языкового материала или степень сформированности частных навыков. Результаты текущего контроля фиксируются в виде оценок в журнале преподавателя, выставляемых на каждом занятии.
Промежуточный контроль предусмотрен календарно-тематическими планами кафедры, проводится к концу цикла занятий, посвященного какой-либо теме, в форме контрольной работы. Он призван проверить уровень сформированности частных навыков и умений на том языковом материале, который входит в данный цикл (по планам – каждая шестая неделя).
Итоговый контроль проводится в конце семестра в форме зачета или экзамена на третьем курсе (6-й семестр). Экзамен и зачеты проводятся в три этапа. Первый этап – письменный, второй и третий – устные. Путем итогового контроля прежде всего проверяется сформированность более общих речевых навыков и умений. Зачеты и экзамены проводятся в два приема: в форме предэкзаменационных (предзачетных) контрольных письменных работ и в форме устного опроса. На кафедре составлены образцы итоговых контролей по каждому семестру, также составлен фонд контрольных материалов кафедры, включающий в себя тексты по специальности и тексты литературно-художественного характера требуемого объема и уровня трудности, который используется в процессе итогового контроля.

     

Обучение на IV-V курсах проходит в спецкурсе “Методика преподавания русского языка как иностранного”, рекомендованном Минвузом в качестве наиболее приоритетной формы занятий по русскому языку для студентов-иностранцев старших курсов. Этот спецкурс ведут профессора Эфендиев И.И. и Магомедов М.И., прошедшие соответствующую специализацию в Институте русского языка им. А.С. Пушкина.
Кафедра русского языка тесно сотрудничает с кафедрой общеобразовательных дисциплин медакадемии. Совместно с этой кафедрой разработана программа по учебно-воспитательной работе на подготовительном отделении, координируется учебное расписание, организовывается взаимное посещение экзаменов, совместно проводятся культурно-массовые мероприятия.
На кафедре имеется 9 учебных комнат, методический кабинет, укомплектованный учебно-методической, художественной, страноведческой литературой и периодическими изданиями, компьютерный класс (9 компьютеров, телевизор, аудио- и видеомагнитофон, CD-видеоплеер).

Наука

Научные направления:

  • русский язык как иностранный;
  • психолого-педагогическая, социокультурная и лингвистическая адаптация иностранных студентов к обучению в российском медицинском вузе;
  • кавказские языки.

Научные результаты:
Со дня основания на кафедре защищены 4 докторских и 5 кандидатских диссертаций. Сотрудниками кафедры опубликовано более 300 научно-исследовательских работ по проблемам общего, русского и кавказского языкознания; опубликовано более трех десятков учебно-методических пособий, три из них – монографического характера, в том числе “Учебник русского языка для студентов-иностранцев I-III курсов медицинских вузов” (М.И. Магомедов), рекомендованный Консультативно-координационным советом по международной деятельности медицинских и фармацевтических вузов Минздрава Российской Федерации в качестве учебника.
Преподаватели кафедры постоянно участвуют в работе республиканских, всероссийских и международных конференций и симпозиумов. Кафедра сотрудничает с Институтом эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия) и кафедрой кавказских языков Лейденского университета (Голландия), Институтом языкознания РАН, с Институтом языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, а также со всеми филологическими кафедрами вузов республики.

Ресурсы

Учебные пособия, изданные преподавателями кафедры.

Пособие по русскому языку (для студентов и учащихся подготовительного отделения ДМИ). Махачкала, 1990.

Готовимся к лекции по биологии (Методические материалы по русскому языку для иностранных студентов, обучающихся на подготовительном факультете). Махачкала, 1990.

Хирургические болезни (Методические указания по русскому языку для иностранных студентов на материале текстов по хирургии). Махачкала, 1991.

Образ врача в произведениях А.П. Чехова (Учебные задания по русскому языку для студентов-иностранцев 2 и 3 курсов). Махачкала, 1992.

Латинско-арабский словарь анатомических терминов. Часть I. Остеология, Артрология, Миология. Махачкала, 1992.

Методические указания по русскому языку для иностранных студентов на материале текстов по стоматологии. Махачкала, 1994.

Травматология и ортопедия (Методические указания по русскому языку для иностранных студентов на материале текстов по травматологии и ортопедии. Махачкала, 1995.

Методическое пособие по русскому языку для студентов-арабов I-III курсов. Махачкала, 1995.

Сборник грамматических заданий по русскому языку для иностранных студентов. Махачкала, 1997.

Учебные задания к практическим занятиям по русскому языку на материале текстов по патологической анатомии (для студентов-иностранцев III курса медакадемии). Махачкала, 1997.

Тексты для чтения и развития речи. Махачкала, 1997.

Методические указания по русскому языку для иностранных студентов 1-го курса ДГМА на материалах текстов по анатомии. Махачкала, 1997.

Хирургические болезни (Методические указания по русскому языку для иностранных студентов на материале текстов по хирургии). Часть II. Махачкала, 1997.

Словарь наиболее употребительных медицинских терминов (для иностранных студентов). Махачкала, 1997.

Методические указания по русскому языку (на материале текстов по биологии для иностранных студентов). Махачкала, 1997.

Учебные задания к практическим занятиям по русскому языку на материале страноведческих текстов (для студентов-иностранцев I и II курсов медакадемии). Махачкала, 1998.

Тексты для самостоятельного чтения (научный стиль речи). Махачкала, 1998.

Методические указания по русскому языку (для иностранных студентов 2-3 курсов). Махачкала, 1998.

Методическая разработка по русскому языку для студентов 2-го курса ДГМА (на материалах текстов по медицине). Махачкала, 1998.

Учебные задания по русскому языку на материале текстов по биологии (для студентов-иностранцев ДГМА). Махачкала, 1998.

Учебник русского языка для студентов-иностранцев 1-3 курсов медицинских вузов. Махачкала, 1998.

Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов-медиков. Махачкала, 1999.

Пособие по развитию устной и письменной речи (для студентов-иностранцев I-III курсов медвуза). Махачкала, 1999.

Тексты по патологической анатомии (Методические указания по русскому языку для иностранных студентов III курса ДГМА). Махачкала, 2000.

Методические указания к практическим занятиям по русскому языку для иностранных студентов на материале текстов по патологической анатомии. Махачкала, 2001.

Методические указания к практическим занятиям по русскому языку на материале уроков учебника “Старт 1-2”. Махачкала, 2003.

Учебные задания по русскому языку на материале научно-популярных медицинских текстов (для иностранных студентов I-III курсов ДГМА). Махачкала, 2003.

Методические разработки по русскому языку на материале медицинских текстов (для студентов-иностранцев). Махачкала, 2003.

Учебные задания по анатомии и биологии (Тексты к “Пособию по чтению для студентов-иностранцев медицинских и фармацевтических вузов” Л.Г. Самарцевой, Т.Г. Чернякевич). Махачкала, 2004.

Пособие по изучению основ общей и патофизиологии на кафедре русского языка для иностранных студентов (Учебно-методические рекомендации). Махачкала, 2004.

Русские падежи в упражнениях и таблицах (Методическая разработка для иностранных студентов подготовительного отделения). Махачкала, 2004.

Краткий тематический русско-латинско-англо-арабский словарь (на материале текстов по внутренним болезням для студентов-иностранцев). Махачкала, 2004.

Англо-русский словарь медицинских сокращений. Махачкала, 2006.

Учебное пособие по русской литературе (для иностранных студентов). Махачкала, 2006.

Методическая разработка по обучению конспектированию на материале текстов для изложений для студентов-иностранцев подготовительного отделения. Махачкала, 2007.

Учебные задания по развитию речи на материале текстов по биологии (для слушателей подготовительного отделения ДГМА). Махачкала, 2009.

Как конспектировать лекцию (методические указания по русскому языку для слушателей подготовительного отделения ДГМА). Махачкала, 2011.

Тексты для дополнительного чтения (пособие по русскому языку как иностранному для слушателей подготовительного отделения). Махачкала, 2012.

Учебное пособие к практическим занятиям по русскому языку. Махачкала, 2015.

Образовательная программа по РКИ

Русский язык для начинающих. Учебник

Русский язык всем. Учебное пособие

Рабочие программы

Рабочая программа по РКИ для подотделения

Рабочая программа по РКИ для 1-5 курсов лечебного факультета

Рабочая программа по РКИ для 1-5 курсов стоматологического факультета

Рабочая программа по РКИ для 1 курса лечебного факультета  (англоязычные группы)

Рабочая программа по РЯ и КР для аспирантов

Рабочая программа по РЯ и КР Педиатрия

Рабочая программа по РЯ и КР Стоматология

Рабочая программа по РЯ и КР Лечебное дело

Самообследование

Материалы по самообследованию кафедры Русского языка.

 

Список публикаций кафедры за 2016 год

Сведения о публикационной активности и научном направлении за 5 лет