Объявления

Все объявления

История

В 1983 г. при Дагестанском медицинском институте был открыт факультет усовершенствования врачей.

Приказом Минздрава РСФСР № 549 от 17 июля 1984 г. при факультете ДМИ были открыты кафедры терапии и педиатрии, а также курсы по акушерству и гинекологии, организации здравоохранения. Первыми заведующими кафедр были назначены профессор Е.И. Мерзляк (педиатрия) и профессор Н.К. Казанбиев (терапия), а заведующими курсами –профессор С.-М.А. Омаров и доцент Я.И. Голин.

В 1985 г. были открыты кафедры хирургии и стоматологии, а курсы по акушерству и гинекологии, организации здравоохранения были реорганизованы в соответствующие кафедры. В этом же году были организованы курсы повышения квалификации врачей по неврологии, рентгенологии, инфекционным болезням, анестезиологии и реаниматологии.

Таким образом, в 1985 г. на факультете повышения квалификации врачей функционировало шесть самостоятельных кафедр и четыре курса. Был утвержден и первый декан факультета – доцент Н. Г.-М. Мадиев, внесший значительный вклад в открытии и организации работы кафедр факультета усовершенствования врачей.

В 1987 г. была организована кафедра отоларингологии, в 1991 г. курс по неврологии реорганизован в соответствующую кафедру, открыты новые курсы –повышения квалификации врачей по офтальмологии, дерматовенерологии, травматологии и ортопедии, физиотерапии, лечебной физкультуре и спорту, урологии, фтизиатрии, эндокринологии, детской хирургии и судебной медицины, которые в последующие годы были реорганизованы в соответствующие кафедры.

В 1994 г. решением Ученого совета института факультет усовершенствования врачей был переименован в факультет последипломной подготовки врачей, а в 1997 г. (приказ МЗ РФ № 148 от 16.05.97 г.) факультет последипломной подготовки переименован в факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК и ППС).

За последние годы на факультете открыты и функционируют новые курсы повышения квалификации по 11 специальностям: онкологии, детской хирургии, психиатрии с наркологией, эпидемиологии, рефлексотерапии, неонаталогии, кардиологии, бактериологии, функциональной диагностике, в том числе и УЗИ, эндоскопической хирургии.

Понятно то, что привлекательность нашего университета для врачей должна лежать, главным образом, в плоскости получения новых знаний и умений, для чего жизненно необходимо всемерно расширять наши образовательные возможности в сфере высоких технологий.

В 2007 г. на базе глазной клиники «Высокие технологии» решением Ученого совета ДГМУ при кафедре офтальмологии организован курс усовершенствования врачей.

В 2008 г. Ученый совет ДГМУ постановил организовать на кафедрах хирургических болезней, а также акушерства и гинекологии факультета соответствующие курсы усовершенствования врачей по эндоскопической хирургии. Имеющаяся материально-техническая база данных клиник и высокопрофессиональный кадровый потенциал кафедр позволяет внедрять малоинвазивные технологии в диагностику и лечения офтальмологических, хирургических и гинекологических заболеваний.

Учитывая, что в Республике Дагестан достаточно высокий удельный вес лиц пожилого и старческого возраста в 2009 году решением Ученого совета открыт курс гериатрии на кафедре госпитальной терапии при Республиканском медицинском центре.

В 2010 году также решением Ученого совета ДГМУ открыта кафедра социальной гигиены и организации надзора с курсом лабораторной диагностики. Имеющаяся современная диагностическая лаборатория и подготовленные кадры Госпотребнадзора по Республике Дагестан позволяет в настоящее время качественно готовить врачей по специальности клиническая лабораторная диагностика.

С 1995 г. на факультете организована сертификация практических врачей, врачей-интернов, ординаторов. В настоящее время сертификация врачей проводится по 37 специальностям. Государственный учебно-производственный план ДГМУ за последние годы выполняет на 100%.

С 1973 г. постдипломная подготовка врачей в нашей стране была переведена на непрерывную двухгодичную специализацию – в ординатуре и одногодичную –в интернатуре.

С 1993 по 1999 гг. Минздрав РФ для ДГМУ ежегодно выделял 50-70 мест для обучения врачей-интернов, а с 2000 г. по настоящее время – более 100 мест. Подготовка в интернатуре ведется по 20 специальностям.

Первыми руководителями врачей интернов в Дагестанском медицинском институте были профессора А.М. Масуев, Н.К. Казанбиев, доцент А.А. Аванесов. Количество, обучающихся в интернатуре за последние годы 5 лет имеет тенденцию к увеличению. С 2010 года приказом МЗ РФ подготовка в интернатуре полностью передана в образовательные учреждения.

Клиническая ординатура в Дагестанском медицинском институте начала функционировать с 1938 г. В настоящее время клиническую ординатуру проходят на кафедрах ДГМУ по 26 специальностям. Количество обучающихся в ординатуре за последние годы также увеличивается.

В 1952 г. впервые институт получил 3 места в целевую аспирантуру Москвы. Первыми аспирантами стали Г.Г. Мусалов (нормальная физиология), Г.Г.Омаров (судебно-медицинская экспертиза) и А.М.Алиев (микробиология). За последние годы количество, обучающихся в аспирантуре незначительно уменьшается, что может быть связано и с тем, что получение основной специальности через аспирантуру отменено последними приказами МЗ РФ от 2007 г.

Приказом МО РФ № 2213 от 31 мая 2001 г. в ДГМУ открыта докторантура по внутренним болезням и хирургии. Успешно закончили докторантуру с 2001 года 8 врачей.

В настоящее время ФПК и ППС обеспечен высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. На факультете работают 152 преподавателя, среди них 32 докторов мед.наук, 92 кандидатов мед.наук и 28 ассистентов; процент остепенности -81,5% . Звание «Заслуженный врач Республики Дагестан» имеют 42 человек, «Заслуженный врач РФ» -8 человек, «Заслуженный деятель науки РД» -11 человек, «Заслуженный деятель науки РФ»-1 человек; высшую категорию имеют 66 человек.

На многих кафедрах работают известные в стране и за рубежом ученые. Хочется отметить члена-корреспондента РАМН, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Султан-Мурада Арслановича Омарова, который долгое время возглавлял кафедру акушерства и гинекологии; заслуженного деятеля науки РД профессора Наримана Кадисламовича Казанбиева, возглавшего кафедру терапии с 1983 по 2007 г. Они и сегодня продолжают плодотворную учебную, научную и лечебную работу и являются наставниками молодых ученых.

Заведующим кафедрой хирургии ФПК и ППС с курсом эндоскопической хирургии работает профессор, доктор медицинских наук, академик Международной академии наук Абдурахман Османович Османов.

На факультете последипломного образования длительно работали: с 1997 по 2007 годы проректором по последипломному образованию ДГМУ д.м.н., профессор Рашид Сейфиевич Гаджиев, деканом факультета профессор М-Камиль Мирзоевич Расулов, заместителем декана доцент Абдулхалим Зугаирович Магомедов, заведующим отделом интернатуры, ординатуры и аспирантуры доцент Гамзат Рашидович Магомедов, которые внесли большой вклад в улучшение учебно-методической работы, оптимизации учебных планов и программ последипломной подготовки врачей.

На современном этапе основным направлением деятельности ФПК и ППС является улучшение качества подготовки специалистов, внедрение дистанционных форм обучения, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, совершенствование учебных планов и программ последипломной подготовки врачей.

В 2006-2010 годы была проведена большая работа по подготовке врачей амбулаторного звена в рамках Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. В 2006 г прошли повышение квалификации 110 участковых терапевта, 77 врачей общей практики, 44 участковых педиатра, в 2007 г. 122 участковых терапевта, 9 врачей общей практики и 89 участковых педиатра, в 2008 г. 192 участковых терапевта, 25 врачей общей практики, 180 участковых педиатра (Общее количество 734). В 2010 г совместно со Ставропольской государственной медицинской академией ФПК и ППС нашего университета участвовал в реализации Национального проекта по формированию здорового образа жизни. Согласно плана графика подготовлено 36 врачей первичного звена здравоохранения Республики Дагестан.

Следует отметить, что предназначенные Национальным проектом средства полностью реализованы за счет покупки учебно-методической литературы, мультимедийных и других технических средств, фантомных классов, которыми оснащены в основном кафедры факультета.

Хочется коротко остановиться и на проблемах и путях по совершенствованию последипломной подготовки на сегодняшний день. Это в первую очередь, проблема сертификации специалистов. Конечно, сегодня трудно существовать без основательного ведомственного, правительственного документа.

Иногда можно слышать реплики, что сертификация отменена (1994 г.-издан приказ МЗ РФ № 286 о сертификации врачей, 2000 г.-приказ № 286 отменен).

Приходится разъяснять, что в отсутствие соответствующего приказа мы останавливаемся на ст.54 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» № 5487 -1 от 22 июля 1993 г и Постановлении Правительства № 30 «О лицензировании медицинской деятельности» от 22 января 2007 г. В законе и постановлении Правительства врачам предписано иметь сертификат. С учетом данного обстоятельства нами на Ученый совет ДГМУ вынесено положение о квалификационном экзамене (проверочном испытании) на получение или продление сертификата специалиста для лиц с высшим медицинским и фармацевтическим образованием и решением совета от 25 февраля 2011 года оно утверждено. С данным положением можно ознакомиться и на нашем сайте.

Номенклатура медицинских специальностей – чрезвычайно важный элемент формирования качественного состава специалистов. Наиболее существенным положительным моментом использования любого классификатора является его обязательное применение в практической деятельности. В настоящее время для допуска курсантов на получение или продление сертификата специалиста ФПК и ППС руководствуется приказами МЗ РФ от 23.04.2009 №210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ» и от 9.12.2008 г. №705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» и №415н от 7.07.2009 г. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».

Перспективы развития здравоохранения РФ в значительной мере зависят от профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров как главного ресурса здравоохранения. Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его роль и место в развитии государства. ВОЗ, указывая на необходимость изменений в медицинском образовании, особо подчеркивает важность таких аспектов, как:

  • понимание функции врача в обществе;
  • необходимость непрерывного медицинского образования;
  • сотрудничество между различными категориями медицинских работников.

О каких инновациях в совершенствовании последипломного образования мы сегодня можем говорить? Предполагается, что в ближайшие годы непрерывное усовершенствование врачей будет строиться на трех базовых принципах:

  • модульная структура учебных планов и программ;
  • дистанционные технологии обучения;
  • система кредитных (зачетных) единиц.

В медицине, как и во многих других сферах деятельности, наблюдается значительный разрыв между наукой, практикой и образованием. Основной причиной такой ситуации является то, что научные исследования крайне медленно внедряются в педагогический и лечебный процессы. Содействовать улучшению такой ситуации призваны информационные технологии.

Наилучшим выходом из создавшейся ситуации является использование дистанционных технологий обучения. Именно, таким образом, возможно обеспечить всех медицинских работников из всех регионов, районов возможностью получать ту информацию, которая им необходима. Благодаря информационным технологиям будет возможен процесс повышения квалификации без отрыва от лечебного процесса. При этом врачи смогут выбрать для себя не только ВУЗ, но и преподавателя, который будет осуществлять методическое сопровождение.

Будут решены основные задачи дистанционного обучения – расширение доступа к разным уровням медицинского образования, повышение качества подготовки и переподготовки специалистов в связи с переходом на новые технологии, введение новых, а не адаптация старых учебных планов и гарантированный уровень качества подготовки.

С 2002 г. ДГМУ совместно с 1 Московским медицинским университетом им. И.М.Сеченова активно участвует в проведении интернет-конференций во Всероссийском образовательном процессе «Интернист», которая проводится 1 раз в три месяца. Приказом ректора ДГМУ все курсанты, обучающиеся на циклах повышения квалификации совместно с сотрудниками закрепленных кафедр присутствуют на проводимых конференциях и имеют возможность в режиме реального времени слушать лекции ведущих российских и зарубежных специалистов и обмениваться информацией. На интернет-сессиях неоднократно выступали и профессора нашего университета. Участие на интернет-конференциях приветствуется ученым советом и ректоратом ДГМУ и будет всесторонне расширяться.

Вступление в Европейское сообщество и подписание Россией Болонской Конвенции в 2003 г. обязывает Россию, как и все страны, провести до 2010 г. преобразование в национальной системе высшего образования. Болонский процесс призван способствовать росту качества образования, повышения конкурентоспособности ВУЗов и взаимному признанию дипломов стран-участниц Болонского процесса.

Присоединению России к Европейскому пространству предусматривает прежде всего принятие и введение во всех национальных школах системы зачетных единиц, обеспечивающей как зачетную и накопительную функции.

Основные принципы построения структуры последипломного профессионального образования врачей, позволяющие интегрировать Европейские образовательные технологии должны предусмотреть:

  • сохранение всех форм последипломного профессионального образования врачей, используемых в настоящее время (интернатура, ординатура, профессиональная переподготовка, циклы тематического усовершенствования, ресертификационные циклы);
  • внедрение системы учебных кредитов т.е.перевод академических часов в кредиты;
  • тенденцию к сокращению продолжительности ресертификационных циклов и циклов тематического усовершенствования за счет внедрения дистанционных образовательных технологий и системы накопительных кредитов;
  • оптимизация процедуры проведения образовательного процесса за счет свободного выбора формы, длительности и места подготовки врача-специалистом в рамках утвержденных образовательных программ;
  • полный переход к системе накопительных кредитов как единственной формы подтверждения профессиональной компетенции в течение всей профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция –факт глубокого владения предметом;

Система накопительных кредитов как инновационная технология в непрерывном профессиональном развитии в сочетании с ныне существующими традиционными академическими формами представляется на перспективу высокоэффективной формой профессионального образования. При таком подходе накопление кредитов становится обязательным фактором для допуска к ресертификации. При пренебрежении процедурой накопления кредитов врач не может быть допущен к ресертификации и лишен права практики по специальности. Сохранение циклов ТУ и сертификационных циклов продолжительностью 1 раз в 5 лет не отвечают принципам непрерывного профессионального развития, поскольку это исключает необходимость в постоянном повышении профессиональной квалификации врача между циклами.

Вытекающим из этого вопросом развития медицинского образования является создание системы, обеспечивающей переход от принципа образования «на всю жизнь» к образованию «через всю жизнь». При этом главней задачей является целенаправленное развитие системы дополнительного образования специалистов здравоохранения, с тем, чтобы они могли максимально удовлетворить потребности в совершенствовании профессиональных знаний на протяжении всей трудовой деятельности.

Дистанционные формы обучения врачей на факультете последипломного образования Дагестанского государственного медицинского университета